вторник, 25 августа 2020 г.

От образа к слову, от слова к образу... (Из опыта использования инфографики на уроках литературы)

  Любая прочитанная ребенком книга должна стать источником творчества, новых идей и вдохновения. Книга, не важно, электронная она или бумажная, дает возможность создать каждому человеку собственные неповторимые образы.

  Современные IT-технологии развиваются очень стремительно, и с каждым годом становится сложнее учителю литературы конкурировать с виртуальным миром, который все больше привлекает подростков. Вместе с тем увеличивается и количество информации, которую учащимся нужно не просто услышать, увидеть, но еще и запомнить, проанализировав и выбрав самую необходимую.
  
   Такой метод визуализации информации, как инфографика, не только позволяет заинтересовать подростков какой-либо книгой, но и дает воз-можность учащимся получить определенные метапредметные результаты:
умение определять актуальные и перспективные цели чтения художественной литературы;
умение анализировать произведения, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному и создавая при этом собственный текст аналитического и интерпретирующего характера;
умение работать с различными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.
   Инфографика позволяет совершенствовать процесс восприятия, представляет сложную информацию простыми и понятными образами. Данный вид деятельности увлекает детей самим процессом создания проекта, предоставляет им возможность самостоятельно принимать решения по многим вопросам на пути к достижению поставленной цели.

   Опыт личного участия совместно с командой учащихся в сетевом региональном проекте «От образа к слову...» показал, насколько этот вид деятельности близок и понятен ребятам. Целью данного проекта было создание инфографики по одному из прочитанных произведений. Нами было выбрано произведение современных авторов А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее», прочитанное в рамках уроков внеклассного чтения. Команда учащихся состояла из пяти человек. Дети самостоятельно прошли все этапы от замысла, анализа и отбора необходимой информации, создания чернового бумажного варианта проекта до реализации его на компьютере. Учитель при этом выполнял роль тьютора — наставника, помощника. Учащиеся успешно справились с заданием и защитили проект. 
 
    Инфографика привлекает подростков, если в ней использованы креативные, яркие, понятные и легко запоминающиеся образы, небольшой по объему текст, четкая структура. Но в первую очередь, она должна отражать собственные мысли ученика, его собственное видение. И в результате осмысления прочитанного рождается образ, от которого ученик переходит к слову, к созданию собственного текста.
 
   Полный вариант моей статьи «ОТ ОБРАЗА К СЛОВУ, ОТ СЛОВА К ОБРАЗУ...(ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОГРАФИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ» опубликован в сборнике материалов Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы (МГУ, 5-7 ноября 2019). С ней можно ознакомиться по ссылке http://philol.teacher.msu.ru/upload/papers_2019.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий